Кенозис (греч. κένωσις – опустошение, истощение) – самоуничижение, самоумаление Бога. Бог самоуничижил Себя воплотившись и вочеловечившись. Страдал по собственной воле и пошел на крестную смерть, чтобы совершить искупление человечества.

Филлипийцам 2:6-8

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Христианский Бог – это Бог спасающий. Он не «неподвижный движитель», далекий и трансцендентный Бог, которому нет дела до людей. Бог становится в глазах человека таким, каким может принять Его человек. Сам по себе Бог не ограничен ничем, но таким мы не можем Его даже представить, потому что представить Бога это уже ограничить Его неограниченную природу.

Российский теолог Щедровицкий Дмитрий в книге «Введение в Ветхий завет. Пятикнижие Моисеево» пишет о том, что само существование чего-то, помимо Бога, является формой кенозиса:

Чем сильнее в человеке его эгоистическое я, тем менее он способен воспринимать присутствие Божье, потому что абсолютным, настоящим бытием владеет только Господь. Все остальное существует лишь в той мере, в какой Господь уделяет ему частицу Своего бытия. Поэтому в высшем смысле нет вообще ничего иного, кроме Бога, ведь в сравнении с Ним любое иное бытие можно назвать иллюзорным, кажущимся. И словно бы устраняя, сокрывая Свое вездесущее присутствие от всего сотворенного, Господь дает место в мире иным существам. То, что мы живем и сознаем себя — это не только великий дар Божий, но и в каком-то смысле самоограничение Его Я. С этого Я начинает Бог Десять Заповедей. "Я Господь",— говорит Он[1].

Божественное самоуничижение в иудейском богословии

В иудаизме величие Божие начинают усматривать в том, что Он склоняется к униженным.

Шехина

Шехина Божье присутствие или место пребывания Бога, пример иудейского кенозиса. Этим термином обозначают видимое присутствие Божие среди людей. Люди чувственные существа и поэтому Бог идет на близость с ним. Примером Шехины можно назвать появление столпа огненного и облачного, несгорающий куст. Все эти формы объединяются тем, что Бог в них Себя Сам ограничил.

Шехина является обезличенным явлением.

Тора

Тора (Закон) тоже пример кенозиса. Бог самоумоляет Себя и являет в виде Своего Слова. Считается выдающимся выражением кенозиса. Тора дочь Божия, которую Он отдал за мужа и с которой не может разлучиться.

В равввинистическом богословии понятие Торы и Шехины тесно связаны Шехина обитает посреди тех, кто читает Тору. Равины говорят «где двое или трое читают Тору, там и Шехина посреди них».

С позиции христианства, Слово (Тора) становится плотью и Шехина с теми, кто со Христом. В эсхатологическую эпоху совершится окончательное присутствие Божие.

Внешние ссылки

  1. Щедрович Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. // Теревинф, Москва 2014 - С. 398