Арианствоеретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. IV в.). Арий утверждал, что Христос является первым творением Бога, а не Лицом Троицы.

Ересь вновь начинает набирать популярность в 20 веке (общество Сторожевой Башни или по другому - Свидетели Иеговы[1])

Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии; в его системе содержатся также элементы христианского неоплатонизма. Его принадлежность к антиохийской школе негативно скажется на ее репутации. Буквальные методы толкования Писания, продвигаемые антиохийской школой, будут считаться маргинальными вплоть до Реформации.

Арий имел много сторонников в Александрии, в том числе из влиятельных приближенных к императору Константину — Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского.

После публичного диспута, когда неортодоксальность взглядов Ария стала явной, епископ Александрии Александр отлучил его от церкви.

Первый Вселенский собор (325 год) низложил Ария и осудил его учение. Собор утвердил Символ веры, введя понятие «единосущие».

Концепция арианской ереси

Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну. Отсюда Сын, для Ария, не совечен Отцу, не рождается из сущности Бога, а потому является конечным произведением Его воли, творением. Сын происходит из несущего, имеет иную, менее совершенную сущность, чем Отец (субординационизм). Сын лишен прямого знания Отца, хотя и выше остальных созданий мира (“совершенное творение”).

Аргументация Ария

  • Иисус - это Премудрость (Пр.8:22)
  • Иисус соделан Христом, но не является Им (Деян.2:36)
  • Между Отцом и Сыном присутствует субординация (Ин.14:28)
  • Отец не является источником природы Христа (Ин.5:26)
  • Иисус не обладал непереходящими атрибутами Бога (Мк.13:32)
  • Иисус многократно называется первенцем в Писании (Рим.8:29, Кол.1:15)

Контраргументация Афанасия

  • Противник Ария Афанасий Александрийский обличал его за многобожие, отрицание Троицы и искупительной жертвы Сына (“полубога”).
  • Афанасий утверждал, что слова: «Господь премудростью основал землю» (Притч. 3, 19) свидетельствуют о том, что «Мудрость» существовала еще до сотворения вселенной,
    • Поскольку Мудрость наша - Христос, значит, он был с Богом до начала мира, что полностью опровергает позицию ариан и доказывает несостоятельность их аргументов.

Афанасий пишет:

Если они (ариане) отвергают истину Писания, они не достойны носить имя Христа… и враги Ему. Если же они готовы признать богодухновенность Писания, пусть осмелятся открыто заявить… что у Бога нет Мудрости, и ‘Было время, когда Его (Христа) не существовало’[1].


  1. Свидетели Иеговы - запрещенная в Российской Федерации экстремистская организация