Эсхатология Ветхого Завета сформировалась в самом Израиле с его представлением о Боге и его пониманием истории. В этом развитии появляются такие эсхатологические темы как понятия:

  • о Суде и Спасении;
  • о Дне Господнем;
  • о спасаемом остатке;
  • о новом Исходе;
  • новом даровании земли;
  • Царствии Божием;
  • новом небе, новой земле;
  • о Воскресении.

День Господень

Понятие «день Господень» подразумевает, что Яхве за один день уничтожит всех Своих врагов. Это будет «Его день».

Большой интерес среди ветхозаветных пророчеств представляют так называемые эсхатологические пророчества, которые посвящены теме так называемых «последних времен».

Общие эсхатологические ожидания

Исайя

Исаия описывает картину конца мира:

  • Окна небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся, земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена (Ис.24:18,19)
  • и покраснеет луна, и устыдится солнце (Ис.24:23)
  • поглощена будет смерть навеки (Ис.25:8)
  • Исайя 2:2-3 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его

Этот и другие отрывки указывают на совершение эсхатологических ожиданий ранних пророков Ветхого Завета:

  • Божьи благословения изольются на Израиль, и через истинную веру к ним приобщатся бесчисленные язычники
  • Божий заветный народ распространится по всей земле
  • Новая земля и новые небеса полны будут знанием Бога
  • Мир придет на землю и все народы, оставшиеся на ней, станут поклоняться единому живому Богу.

Иезекииль

Пророчество Иезекииля описывает картину воскрешения из мертвых. Сюжет этого видения таков: пророк приходит по велению Бога на поле, полное сухих костей, и слышит возглас, обращенный к нему свыше: «Сын человеческий! оживут ли кости сии?» (Иез.37:3). Повинуясь этому голосу, пророк изрекает пророчество и ему открывается видение: «Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…» (Иез.37:7).

Далее пророк становится свидетелем, как облеченные плотью человеческие тела наполняются жизнью: «И вошел в них Дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:10).

Даниил

Даниил в 12 главе описывает свое видение воскресения мертвых в следующих словах: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

Фраза «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут» (Дан.12:10) образно раскрывает смысл качественно нового существования человечества после завершения апокалипсических событий.

Грядущие события

Эсхатология - Библия об эсхатологии - Ветхозаветная эсхатология - Новозаветная эсхатология