Перед событиями на Голгофе Иисус и ученики собрались в горнице на празднования Пасхи. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое». Взяв чашу и возблагодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая в оставление грехов». Этот ритуал, который впоследствии стал известен как Тайная вечеря, стал символом искупительной жертвы Христа.

В Священном Писании этот обряд называется по-разному – хлебопреломление, Вечеря Господня, трапеза Господня, приобщение к телу и крови Христа.

Через причастие мы возвещаем о том, что имеем жизнь через смерть Христа, вспоминаем совершенное Христом ради нашего спасения, благодарим Бога, проявляем единство (не только в рамках поместной церкви, но в том числе и межконфессионаольно, т.е. единство всего христианского мира).

Католический взгляд на причастие

Католическая церковь ожидает от причастия прощение грехов. К причастию допускаются только крещенные католики, перед совершением обряда необходимо исповедовать своих грехи перед священником.

Католики верят в пресуществление хлеба и вина. Согласно их представлениям, посредством молитвы меняется внутренняя сущность предметов, хотя вкус остается прежним. Вино превращается в кровь, хлеб в тело. Данная доктрина опирается на философию Аристотеля, который различал субстанцию (существенная природа вещи) и акциденцию (внешние свойства вещи).

Православный взгляд на причастие

Православная позиция схожа с католической, за исключением ряда отличий. В частности, православные верят, что сущность хлеба и вина не изменяется, но изменяется их ориентация в духовном мире и способ существования.

Во время грехопадения ориентация Адама и Евы изменилась. Они пошли от Бога ко греху. Подобным образом меняется ориентация хлеба и вина во время молитвы священника. Священник освящает элементы причастия и эти элементы переориентируются от природы к Богу. Существование хлеба и вина становится воплощением Бога.

В православной системе главная цель причастия состоит в том, чтобы люди приобретали духовную силу на освящение и обожение (теозис).

Лютеранский взгляд на причастие

Лютеране отвергают исключительность права священников на молитву за элементы причастия. Так же лютеране отвергают утверждение, что причастие (сам обряд) представляет собой жертву тела Христа (католики перед алтарем как бы приносят жертву тела Христа во время приготовления причастия) и считают, что получить пользу от участия в Вечере Господней можно лишь в том случае, если человек принимает ее с верой

Лютеране считают, что превращение элементов осуществляется путем «сосуществования». Согласно этой теории, после молитвы освящения элементы причастия становятся как хлебом и вином, так и телом и кровью Христа. Тело и кровь Христа находится «в элементах», «с элементами» и «под элементами». В элементах имеются одновременно две сущности: одна от природы, а другая от Бога.

Лютеране ожидают получить от причастия духовную силу и прощение грехов.

Реформаторский взгляд на причастие

Кальвин объяснял, что Христос присутствует в причастии силой Духа Святого. Хотя он признавал, что хлеб и вино — это символы, он также считал, что они не «пустые символы», а указывают на духовную реальность, т.е. тело и кровь Христа. Таким образом, хлеб и вино остаются хлебом и вином, но внутри элементов причастия имеется особое духовное присутствие Христа.

Элементы причастия онтологически связаны с реальностью тела и крови в духовном плане.

Цвингли о причастии

Цингли считал, что Вечеря Господня — это видимая проповедь, которая напоминает нам об жертве Христа.

Хлеб и вино не являются физическим воплощением Христа или Его благодати. Однако, когда мы причащаемся, мы духовно соединяемся с Христом через Святого Духа. Это соединение укрепляет нашу веру и помогает нам возрастать в благодати.

Вероучение РЦХВЕ

Согласно вероучению Российской Церкви христиан веры евангельской, обряд хлебопреломления установлен Господом (1 Кор. 11:23-25) и напоминает о страдании и смерти Господа Иисуса Христа и заключении Нового Завета (1Кор. 11:26). Хлеб символизирует Тело Иисуса Христа (Лук. 22:19), вино символизирует Кровь Иисуса Христа (Лук. 22:20);

Вечеря Господня установлена для приобщения членов Церкви к Телу и Крови Христовой (1Кор. 10:15-17). По установлению Церкви может совершаться с омовением ног или без омовения (Иоан.13:1-15;1Кор.11:23-30).

Хлебопреломление совершается рукоположенным служителем, а в исключительных случаях по поручению вышестоящего служителя.