Библия ясно и однозначно констатирует факт будущего воскресения мёртвых.

Новый завет о воскрешение из мертвых

Апостол Павел много пишет в своих посланиях о воскрешение из мертвых, так как ему приходилось противостоять греческому мышлению находящемуся под влиянием платонизма.

Согласно Платону, существует два мира — мир идей и мир вещей. Мир вещей является блеклым отражением мира идей и был создан ложным богом, а мир идей создан «идеей идей» — Теосом.

Когда пришло христианство, греки пытались его адаптировать к своим убеждениям. Так родилась идея докетизма (докео — казаться). Согласно этой доктрины, Христос воскрес в «кажущемся» теле, Он был как призрак. Впрочем, Он и не воплощался вовсе — Бог не мог «осквернить» Себя плотью, поэтому Он никогда не был материальным объектом в мире вещей. Апостол Иоанн называет учителей и приверженцев докетизма антихристами[1].

Идея о том, что после смерти будет воскрешение из мертвых не воспринималась греками и считалась безумием, на что апостол Павел обращает внимание в начале первого послания в Коринф[2]. Греки считали, что дух освобожденный от оков материи будет прибывать вечность в мире идей и никогда не вернется в физический мир, который был сотворен злым подобием бога, которого они называли Демиургом.

Однако, воскрешение из мертвых в физическом мире — это одна из центральных идей иудаизма и позже христианства. О воскрешение из мертвых писали, например, Исайя, Иезекииль, Даниила.

  • 1Кор 15 - вся глава посвящена апологетике доктрины о воскрешение из мертвых.
  • 1Кор 6:14 «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею».
    • Некоторые учат, что воскрешение из мертвых это духовное возрождение. Данный текст разрушает это заблуждение – воскрешение из мертвых будет подобно тому, каким было воскрешение Христа. Христос умер на кресте не духовно, а физически. Значит Его воскрешение было физическим, а не духовным. Значит речь идет о воскресении мертвых физически, а не о духовном пробуждении.
  • Павел называет будущее воскресение «искуплением тела нашего»[3], указывая тем самым, что Божье спасение касается и человеческого тела.

Для верующих воскресение состоится во время пришествия Христа:

  • 1 Фес.4:16-17: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Господь Иисус предсказал не только Своё собственное воскресение[4][5][6], но и физическое воскресение всех других[7] в последний день[8]: и праведных, и неправедных[9]. Он говорил о Себе как о «воскресении и жизни»[10].

Воскресение Христа является главной основой для воскресения всех других [11][12].

Ветхий завет о воскрешение из мертвых

Учение о воскрешение мертвых находится не только в Новом Завете, но и в Ветхом.

Иезекииль

Пророчество Иезекииля описывает картину воскресения мертвых. Сюжет этого видения таков: пророк приходит по велению Бога на поле, полное сухих костей, и слышит возглас, обращенный к нему свыше: «Сын человеческий! оживут ли кости сии?»[13]. Повинуясь этому голосу, пророк изрекает пророчество и ему открывается видение: «Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху…»[14].

Далее пророк становится свидетелем, как облеченные плотью человеческие тела наполняются жизнью: «И вошел в них Дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище»[15].

Даниил

Даниил в 12 главе описывает свое видение воскресения мертвых в следующих словах: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»[16].

Фраза «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут»[17] образно раскрывает смысл качественно нового существования человечества после завершения апокалипсических событий.

Оживление из мертвых и воскрешение из мертвых

Важно подчеркнуть – есть разница между воскресением мертвых, которое ожидается в будущем, и оживлением мертвых, что было в прошлом, например во время земного служения Христа.

  • Оживление мертвых – это оживление старого тела, которое несет в себе искажение греха и, как следствие, подвержено дальнейшей смерти.
  • Воскресение из мертвых, которое ожидает всех нас – это не просто оживление старого тела, а приобретение нового тела, прославленного, нетленного, искупленного.

Грядущие события

Эсхатология - Библия об эсхатологии - Ветхозаветная эсхатология - Новозаветная эсхатология


  1. 2 Ин 1:7
  2. 1 Кор 1:23
  3. Рим. 8:23
  4. Mк.8:31
  5. Марк 9:9
  6. Марк 10:34
  7. Мк.12:26-27
  8. Ин. 6:39-54
  9. Ин. 5:28-29
  10. Ин.11:25
  11. 1Кор.15:22
  12. 1 Фес.4:14
  13. Иез.37:3
  14. Иез.37:7
  15. Иез.37:10
  16. Дан.12:2
  17. Дан.12:10