Библия говорит о двух типах смерти, которые в совокупности ведут к третьему.

Существует:

  • Физическая смерть — это разделение души и тела, конец физической жизни. «Тело без духа мертво»[1]. Тело подвергается тлению в могиле и возвращается в прах[2], душа продолжает свое существование.
  • Духовная смерть — разделение с Богом, состояние до спасения, отсутствие Божьей жизни в сердце человека.
    • Аналогично физической смерти, представляет из себя форму отделения:
      • Смерть физическая это отделение неисправного из-за болезни поврежденного тела от души,
      • Смерть духовная это отделение неисправного из-за греха человека от Бога.
    • Человек рождается в этот мир духовно мертвым, т.е. без Святого Духа в своем сердце
  • Вечная смерть — это вечное отделение от Божьего присутствия. Если человек пересекает границу физической смерти до своего духовного рождения — он входит в состояние вечной смерти.
    • Грешники будут в ввержены в озеро огненное - это смерть вторая, это вечное состояние мучения.

Посмертное состояние

Согласно библейскому учению, человеческая душа переживает смерть физического тела.

Посмертное состояние – это не состояние глубокого сна без сновидений, на это нам указывают различные библейские эпизоды.

Притча о богаче и Лазаре

Некоторые свойства притчи о богаче и Лазаре позволяют говорить, что это не обычная причта, а откровение о фрагменте действительности потустороннего мира:

  • В этом повествовании присутствуют собственные имена: Авраам и Лазарь
  • Потустороннее бытие, что не характерно для притчи.
  • Оно непонятно логическому мышлению сразу как другие притчи.

Из истории о богаче и Лазаре можно сделать вывод, что после смерти:

  • Человек находится в сознательном состоянии после смерти.
  • После смерти каждому человеку будет дана оценка за прожитую жизнь на земле.
  • В аду люди будут мучатся, а рай это место покоя и блаженства.
  • Сообщение между адом и раем отсутствует.

Другие места Писания

Души праведных после смерти идут к Богу, ко Христу:

  • Лук 23:43 «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
  • Откр 14:13 «блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними».
  • Евр 12:22:23 «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства».
  • Апостол Павел в своих посланиях выражает надежду оказаться сразу после смерти с Господом (Фил. 1:23-24; 2 Кор. 5:8)
  • Писание описывает факт пребывания праведников на небесах: Откровение 6:9, 7:9; 20:4.

Важно отметить, что прибывание души вне физического тела – это не полноценное состояние человека. Это временное, промежуточное состояние. Человек создан как духовное существо в материальном мире, поэтому обладать физическим телом для человека нормально. Не нормально физическим телом не обладать.

В послесмертном состоянии цель искупления еще не достигается. Благословение праведных является еще неполным: они еще не получили искупления своих тел; их братья - люди, избранные Христом, еще не все искуплены; их наследие - искупленное творение еще не принадлежит им; за них еще не было совершено публичного отмщения на последнем суде; их враги еще не были судимы

📖 Откр 6:11 «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».

Промежуточное состояние хотя и является состоянием совершенной святости и в каком-то смысле состоянием совершенного блаженства, но одновременно это - состояние незавершенности.

Для нечестивых послесмертное состояние является местом осознанного мучения и наказания. Это мучение описывается как нахождение во тьме, узах и огне.

Наше жительство на небесах

Есть место Писания, которое толкуют неверно и на основании которого делают вывод, что состояние прибывания на небесах без физического тела это нормальное состояние для человека.

📖 Флп 3:20-21: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё».

Здесь применяется метод «толкования по изолированной фразе». Люди читают «наше жительство на небесах» и на этом останавливаются.

На самом деле, данный отрывок Писания ничего не говорит о нашем посмертном прибывании (после физической смерти вне тела). В данном отрывке говорится о том, что мы граждане неба и главный наш законодатель и судья – это Бог. Кроме того, в этом месте Писания в принципе не говорится об освобождении души от тела — наши тела будут не уничтожены, а преображены в славное тело, которым обладает Христос после воскрешения. Иисус после воскрешения обладает физическим телом — Его трогали руками ученики, Он пил и ел с ними.

Апостол Павел много пишет в своих посланиях о воскрешение из мертвых. Дело в том, что греки верили, будто все материальное это зло по умолчанию и они не могли принять идею о том, что мы будем возвращены в материальный мир. Они считали, что материальный и духовный мир создали разные боги. Греки считали, что при смерти дух освобождается от оков материи и становится совершенным. После чего, человеческий дух остается свободным в мире идей, где обретает настоящее счастье.

Доходило до того, что распространенной ересью времен апостолов было учение о Христе не явившимся во плоти, но явившемся в кажущемся теле (докетизм). По мнению сторонников этой ереси, Бог духовного мира не может запятнать себя плотью, так как в таком случае Он оскверняется злом. Поэтому, они «дорабатывают» евангелие (см. Чувственное христианство). Последователей этого учения Иоанн в своем втором соборном послании называет антихристами.

📖 2 Иоанна 7: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист».

Вера в то, что мы будем как духи жить вечность на небесах - учение не библейское. Библейское учение говорит о воскрешение из мертвых.

Грядущие события

Эсхатология - Библия об эсхатологии - Ветхозаветная эсхатология - Новозаветная эсхатология


  1. Иакова 2:26
  2. Быт.3:19