Существует три взгляда на структуру внутреннего человека:

  • Монизм. Человек, согласно данному взгляду, представляет собой исключительно тело, без каких-либо дополнительных сущностей, таких как душа. Все его способности и функции, которые обычно приписываются внутреннему миру, на самом деле являются лишь проявлениями работы его мозга. Иными словами, человек - это биологический организм, функционирующий исключительно на основе физических и химических процессов, без вмешательства каких-либо нематериальных сил.
  • Трихотомия. Человек состоит из трех частей: тела, души и духа. Дух выполняет функцию общения с Богом[1]. Одним из существенных недостатков этой версии является некоторая несостыковка — в Библии наблюдается взаимозаменяемость терминов дух и душа, помимо тела души и разума существуют такие понятия как сердце, ум, совесть, воля, и их приходится вмещать в систему.
    • Данная теория восходит к Платону, который представлял внутреннего человека как повозку запряженную тремя лошадьми:
      • Дух - Богопознание, открыта к Божественному влиянию.
      • Душа - разумно постигает мир, обобщает, исследует, делает вывод. Она пересекается с телом и духом. Соединение тело с духом, становится душою живою.
      • Тело - что познает физический мир.
  • Дихотомия. Человек состоит из двух частей - тела и души (ведущая теория католиков и протестантов)[2][3].

В учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма. Однако это учение не было догматизировано, равно как трихотомистская схема не стала предметом осуждения. Обе точки зрения относятся к области богословских мнений (теологуменам).


  1. 1Фес 5:23
  2. 1Кор 5:3
  3. Иак 2:26